Образовательная программа ДО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №9 «Колокольчик»
655350 Республика Хакасия Боградский район с.Знаменка, ул. Дзержинского 81 «А»

ПРИНЯТО
на педагогическом совете МБДОУ
Детский сад № 9 «Колокольчик»
Протокол № 1
от «29» августа 2022г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего МБДОУ
Детский сад № 9 «Колокольчик»от
«29» августа 2022 г. № 29 о/д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад № 9 «Колокольчик»
на 2022-2023 учебный год

С. Знаменка, 2022

Содержание
I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Особенности реализации воспитательного процесса и
основные традиции воспитания в МБДОУ Детский сад №
9 «Колокольчик»

4

1.3

Основные принципы дошкольного образования

6

1.4

Цель и задачи воспитания

7

1.5

Планируемые результаты освоения Программы
воспитания

8

II

Содержательный раздел

2.1

Виды, формы, методы и содержание воспитательной
деятельности

14

2.2.

16

2.3.

Особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников
Модуль «Традиции детского сада»

2.4.

Модуль «Творческие соревнования»

17

2.5

Модуль «Праздники»

18

2.6

Модуль «Региональный компонент»

19

2.6

Модуль «Эколята-Дошколята»

19

III

Организационный раздел

3.1

Общие требования к условиям реализации Программы
воспитания

21

3.2

Основные направления самоанализа воспитательной
работы

22

3.3.

Организация предметно-пространственной среды

23

3.4

Кадровое обеспечение воспитательного процесса

24

3.5.

Календарный план воспитательной работы.

25

2

16

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Программа воспитания дошкольного образования Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 9 «Колокольчик» (сокращенное
название – МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик») (далее – Программа) создана Рабочей
группой педагогического коллектива ДОУ с учетом требований Федерального закона №
304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», Плана мероприятий по
реализации в 2021-2025 годах, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. Рабочая программа воспитания является частью основной
общеобразовательной программы МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик» и призвана
помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный
потенциал совместной деятельности.
Разработка Рабочей программы воспитания МБДОУ Детский сад № 9
«Колокольчик» осуществляется с учетом особенностей данного учреждения, контингента
воспитанников, традиций ДОУ. Содержание воспитательной деятельности разработано на
основе модульного принципа. Модули – это конкретные воспитательные практики, которые
реализуются в ДОУ. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных в
программе задач воспитания.
Воспитательно-образовательный процесс детей ведется на русском языке с учетом
региональных особенностей Республики Хакасия, с учетом местоположения села Знаменка
Боградского района и климатогеографических условий. ДОУ находится в центральной
части села. Село характеризуется наличием социокультурных учреждений с высоким
воспитательным потенциалом.
В целях эффективной реализации воспитательной
программы МБДОУ Детский сад №9 «Колокольчик» взаимодействует с социальными
партнерами: Знаменская библиотека филиал №5 МБУК «Боградская ЦБС», МБУ ДО
«Знаменская ДМШ», Знаменская картинная галерея, МКУК «Знаменский СДК», МБОУ
«Знаменская СОШ».
МБДОУ Детский сад №9 «Колокольчик» не имеет спортивного и актового зала,
кабинетов специалистов, поэтому существуют определенные ограничения при проведении
мероприятий спортивной и творческой направленности. Однако благодаря тому, что
детский сад расположен вблизи МКУК «Знаменский СДК» часть мероприятий проводится
в здании СДК. Дети из разных групп могут взаимодействовать между собой и свободно
перемещаться на улице, на территории сада. Таким образом, несмотря на определенные
ограничения, удается решить задачу по созданию социо-культурной среды и
предоставления возможности общения с разными людьми.
ДОУ традиционно принимает участие в воспитательно-значимых проектах
различного уровня представительства:
на федеральном уровне: международный конкурс «Лисенок»,
«Мамонтенок», «Солнечный свет», «Оливье», «Солнечный нейтрин», «Инфоурок», детскоюношеская патриотическая акция «Рисуем Победу»
на региональном уровне: конкурсы и акции, проводимые ГКУ РХ
«Дирекция ООПТ Хакасии» «Экоель», «Первоцветы»
на муниципальном уровне: конкурсы и акции, проводимые: МБУК
Боградский районный краеведческий музей: «Салют Победы», «Пасха красная»; МБУ ДО
«Дом творчества» - Есть такая профессия – Родину защищать!; конкурсы и акции,
проводимые МКУК «Знаменским СДК»: «Милая мама», «Окна Победы», «Здравствуй,
лето!»
3

на институциональном уровне: конкурс рисунков и поделок: «Осенний
калейдоскоп», «Новогодний переполох», военно-патриотическая игра, посвященная Дню
Защитника Отечества «Зарница», «День космонавтики»; экологические акции: «Чистый
берег», «Покормите птиц зимой», «Посади дерево (куст, цветок)», .
В МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик» (далее – ДОУ) функционируют 3
группы, общеразвивающей направленности.
Большинство воспитанников ДОУ воспитываются в полных семьях в благоприятных
социально-экономических условиях и психологическом климате.
Особенности реализации воспитательного процесса и основные традиции
воспитания в МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик»
Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах,
изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):

поддержка разнообразия детства;

сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода
жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с
ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ)
и детей;

уважение личности ребенка.
В процессе осуществляемой деятельности в МБДОУ Детский сад № 9
«Колокольчик» сложились свои традиции (акции, праздники, мероприятия, тематические
проекты) и приоритетные направления работы, который отображены в укладе ДОУ.
Уклад ДОУ – это договор субъектов воспитания, опирающийся на базовые
национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и
социокультурный контекст. Уклад определяет специфику и конкретные формы
организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОУ.
Ценности воспитания, заданные укладом, разделяются всеми субъектами
воспитания (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОУ).
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая
уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая
психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка,
отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей.
Воспитывающая среда ДОУ – это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется
целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями,
образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются
ее насыщенность и структурированность.
Общности (сообщества) ДОУ
Профессиональная общность – это единство целей и задач воспитания,
реализуемое всеми сотрудниками ДОУ. Участники общности разделяют те ценности,

4

которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является
рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели
развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение
усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно
различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми
особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Субъектом
воспитания и развития детей дошкольного возраста является детско-взрослая общность.
Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному
человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые
вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его
собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В
каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от
решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного
поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть,
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе
сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним
такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в
том или ином сообществе. Поэтому так важно создавать в детских взаимоотношениях дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и
друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать
поставленной цели.
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой
человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи
и поведение человека.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и
региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной
программы. Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательной организации. В рамках социокультурного контекста
повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений
в Программе воспитания.
Деятельности и культурные практики в ДОУ
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В соответствии с принципами ДОУ, сформулированными во
ФГОС ДО (п.3 раздела 1.4 «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»), и моделью
образовательного процесса. В качестве средств реализации целей воспитания выступают
следующие основные деятельности и культурные практики:
5

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, иградраматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания
творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации
самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального
опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую
детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное
участие. Такие ситуации могут быть реально- практического характера (оказание помощи
малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или
сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условновербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения
тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание
разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают
опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в
важных делах («Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут
планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые
происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и
применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию,
например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных
мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи,
книжного уголка или библиотеки, игры и коллекционирование. Результатом работы в
творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление
маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского
рукоделия и пр.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий преимущественно
игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета,
формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности
(умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать
по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические
упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг – вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для
игры, развлечения, отдыха. В детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных
игр», музыкальные и литературные досуги. Организация досугов в соответствии с
интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг
организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно
полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Основные принципы дошкольного образования
Процесс воспитания в ДОУ основывается на системе принципов:
принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности;
принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей
общества, норм поведения;
принцип связи воспитания с жизнью и трудом; - принцип воспитания в
деятельности;
принцип воспитания в соответствии с возрастными
и
индивидуальными особенностями воспитуемых;
принцип воспитания с опорой на активность личности;
принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
6

принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и
самостоятельностью воспитуемых;
принцип уважения к воспитаннику в сочетании с требовательностью к нему;
принцип воспитания с опорой на положительные качества ребенка.
Цели и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный
в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБДОУ Детский сад
№ 9 «Колокольчик» - личностное развитие воспитанников, проявляющееся:
1)
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2)
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3)
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития
его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности
ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество,
партнерские взаимоотношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать
решение следующих основных задач:
•
развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,
эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития
каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными
особенностями и склонностями;
•
формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и
устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности,
активной жизненной позиции;
•
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
•
воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее
достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
•
воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных
видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и
мира, умения общаться с разными людьми;
•
объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на
основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление
партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической
поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, развития и образования детей.
Цель деятельности педагога: создание условий для развития личностных качеств
детей дошкольного возраста.

7

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются
в рамках всех образовательных областей:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Образовательная
область

Основные задачи воспитания
Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2.
Поощрять стремление в своих поступках следовать
положительному примеру, быть полезным обществу.
3.
Развивать коммуникативные
качества:
способность
устанавливать и поддерживать межличностные контакты.
4.
Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к
окружающим людям.
5.
Воспитывать чувство любви и привязанности к своей Родине,
родному дому, семье.
6.
Поощрять проявление таких качеств, как отзывчивость,
справедливость, скромность, трудолюбие, дисциплинированность.
7.
Обогащать представления о труде взрослых, о значении их труда
для общества.
8.
Воспитывать уважение к народам
мира, их культуре и
традициям.

1.

Приобщать детей к истории, культуре и традициям родного края.
Формировать представления о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете
Земля как общем доме людей.
3.
Формировать положительное и бережное отношение к природе.
4.
Способствовать желанию самостоятельно добывать знания
посредством наблюдения, слушания книг, экспериментирования,
обсуждения, рассматривания иллюстраций.
5.
Формировать позитивное и ценностное отношение к планете
Земля как общему дому человеческого сообщества.

1.
2.

Развивать все стороны устной речи дошкольников для общения
с другими людьми на различные темы.
2.
Формировать умение оптимально использовать речевые
возможности и средства в конкретных условиях общения.
3.
Воспитывать культуру речевого общения,
доброжелательность
и корректность.
4.
Способствовать
эмоционально-ценностному
восприятию
литературных произведений, умению высказать свое личностное
отношение к героям сказок, рассказов, стихотворений.
5.
Поощрять способность аргументированно отстаивать свою точку
зрения в разговоре, приучать к самостоятельности суждений.

Речевое развитие

1.

8

Художественно эстетическое
развитие

Создавать
благоприятные
условия для
раскрытия
творческих способностей детей.
2.
Развивать эстетический вкус, эмоции, чувство прекрасного при
восприятии
произведений
словесного,
музыкального
и
изобразительного искусства.
3.
Обращать внимание дошкольников на красоту окружающих
предметов и объектов природы.
4.
Способствовать становлению эстетического отношения к
окружающему миру.
5.
Воспитывать любовь к родному краю и Отчизне посредством
художественно-эстетической деятельности.
6.
Стимулировать сопереживание персонажам музыкальных и
изобразительных произведений.

Физическое
развитие

1.
Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
2.
Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью
одежды, прически.
3.
Воспитывать культуру еды.
4.
Развивать физические
качества
дошкольников
через
приобщение к народным играм и забавам.
5.
Поощрять стремление детей участвовать в
спортивно
оздоровительных мероприятиях.

1.

1.5 Планируемые результаты освоения Программы воспитания
Приоритеты воспитания для детей (1-3) года.
Имеет первичные представления о себе, стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
Имеет представления об элементарных потребностях растений и животных,
понимает, что человек ухаживает за растениями и животными, проявляет эмоции, чувства.
Освоил безопасные способы обращения со знакомыми предметами
ближайшего окружения.
Проявляет интерес к народному искусству.
Приоритеты воспитания для детей (4-5) лет.
Ребенок доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет
интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них, откликается на эмоции
близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как
знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально
реагирует на художественные произведения, мир природы.
Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных
контактах со сверстниками по поводу, совместных игр, общих дел, налаживаются первые
дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со
сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению
сверстников.
Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни. В привычной обстановке самостоятельно
выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит
«спасибо» и «пожалуйста». По напоминанию взрослого старается придерживаться
основных правил поведения в быту и на улице. - Имеет представления о себе: знает свои
имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Стремится узнать от взрослого некоторые
9

сведения о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей
семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних
животных; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с
воспитателем о профессиях работников детского сада, о государстве: знает название страны
и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении, знает
государственные праздники (Новый год, 8, марта, 23 февраля, 9 мая), имеет представление
об Армии России(военные профессии, о значении армии в защите страны) Самостоятельно
может рассказать о родной стране (ее достопримечательностях, природных особенностях,
выдающихся людях), вспомнить стихотворения, песни о родной стране, народные игры.
Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность,
стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых
и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
(например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать
взрослых и пр.).
Владеет правилами поведения и безопасности на улице, в транспорте, в
дошкольном учреждении. Знает и соблюдает основные правила поведения и безопасности
в природе.
Положительно высказывается о представителях разных этносов, толерантно
относится к детям других национальностей, в общении с ними первичными для
дошкольника являются личностные особенности, а не этническая принадлежность.
-Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих
с ним изменениях.
Приоритеты воспитания для детей (5-6) лет.
Понимает состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике,
пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие.
Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины,
скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного
эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые
используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в
художественной литературе.
Самостоятельно объединяется для совместной деятельности, определять общий
замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и
характер взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность, соблюдать
очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении, делится
впечатлениями со сверстниками, задает вопросы. Согласовывает в игровой деятельности
свои интересы и интересы партнеров.
-Выполняет отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать
взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно
избегать. Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья
близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах,
любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет
самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.
Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта,
интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными
народами, животным и растительным миром.
Знает свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер
телефона, членов семьи, профессии родителей. Охотно рассказывает о себе, событиях своей
жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к
успешной деятельности. Имеет представления о семье, семейных и родственных
10

отношениях, традициях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются
отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения
членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает
связи между видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает
название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей
страной.
Имеет
некоторые
представления
о
природе
родной
страны,
достопримечательностях России и родного города. Имеет представления о многообразии
растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями
об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся
представления в собственной деятельности.
Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в
своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе
известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов.
Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет
последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному
разрешению конфликтов.
Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных
видах деятельности, способен аргументировать свои суждения, стремится к
результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке
результата взрослым.
Приоритеты воспитания для детей (6-7) лет.
Стремиться быть любящим, заботливым, послушным и отзывчивым сыном
(дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи. Стремиться быть вежливым и опрятным, приветливым и доброжелательным.
Соблюдает правила личной гигиены, режим дня, ведет здоровый образ жизни.
Выполняет посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим,
быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца, уважать чужой труд, ценить его.
Знает и любит свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою
страну, испытывать чувство гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне,
знать героические страницы истории своей страны, своего города, своей семьи, гордиться
культурным наследием своей страны. - Стремиться принимать участие в проектах
значимых для страны, города, дошкольного учреждения, семьи; Стремиться
самостоятельно организовывать мероприятия, связанные с традициями семьи и группы.
Бережет и охраняет природу (ухаживать за комнатными растениями в
детском саду или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоемы). Знает о необходимости экономии природных
ресурсов.
Проявляет миролюбие — не затевать ссор и конфликтов, стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе, стараться быть дружелюбным.
Проявляет позитивный интерес к новому, проявляет любознательность, ценит
знания.
Уверен в себе (подкрепляя свою уверенность правилами и нормами
социального поведения), открыт и общителен, не стесняется быть в чем-то непохожим на
других ребят, понимая и принимая индивидуальность себя и каждого.
Уважительно относится к людям иной национальной принадлежности,
культуре, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями
здоровья.

11

Умеет сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду, стремится
оказать посильную помощь, устанавливать хорошие отношения с другими людьми.
Уметь ставить перед собой посильные цели и проявлять инициативу,
действовать самостоятельно, без помощи старших.
Планируемые результаты освоения Программы воспитания
На этапе окончания дошкольного детства воспитанники способны быть:
Любознательными: в детях развита и получает педагогическую поддержку
любознательность, развиваются исследовательские навыки. Дети знают, как учиться
самостоятельно и совместно с другими благодаря поддержке взрослых. Они готовы учиться
с интересом и стремиться к приобретению знаний в учении на протяжении всех жизни.
Обучаемыми, стремящимися к познанию нового, инициативными и
самостоятельными: дети активно интересуются явлениями и объектами окружающей
действительности. Они развивают свою природную любознательность и познавательную
активность, приобретая жизненные, практические навыки, необходимые для проведения
исследований и проявления самостоятельности в совместной деятельности со взрослыми и
детьми. Они испытывают удовлетворение от получения новых знаний и умений и
сохраняют стремление к познанию новых впечатлений.
Эрудированными: дети обладают широким кругозором, имеют представление о
социальном и природном окружении, обладают знаниями из различных областей и готовы
к пополнению этих знаний.
Думающими и анализирующими: дети учатся проявлять инициативу в
применении своих мыслительных навыков, проявляя при этом творчество, способны
решать сложные проблемы адекватно возрасту. Они способны внимательно обдумывать
свой опыт познания, которые поддерживают их успешность в определенных видах
деятельности. Стремятся содействовать своему образованию и личностному развитию.
Физически активными и развитыми, стремящимися сохранить и укрепить свое
здоровье: дети физически развиты в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, физически активны, стремятся удовлетворить и развивать свои
потребности в двигательной активности. Они имеют представления о функционировании
своего организма и условиях, необходимых для сохранения и укрепления своего здоровья.
Они овладевают навыками безопасного поведения в быту, в природе, в социуме.
Эффективно
общающимися:
дети
обладают
хорошо
развитыми
коммуникативными навыками, уверенностью, излагают информацию, взаимодействуют с
другими.
Принципиальными: дети стремятся действовать честно, проявляя развитое
чувство справедливости и уважения к достоинству личности, группы людей, общества.
Объективными и непредвзятыми: дети понимают и ценят национальную культуру и
гордятся традициями своей семьи и своего народа, открыты для взаимодействия с другими
людьми (из других социальных групп, национальных сообществ). Способны к поиску
разнообразных точек зрения.
Любящими свою семью, имеющими представление о малой и большой Родине:
дети любят свою семью, принимают ее ценности; проявляют интерес к истории своей
страны, своего края, своего народа и его традициям; эмоционально реагируют на
государственные символы.
Доброжелательными и заботливыми: детям свойственно сопереживание,
эмоциональная рефлексия и уважение к чувствам и нуждам других людей. Они проявляют
желание помочь другим людям, быть им полезными, стремиться привносить
12

положительные изменения в жизнь других и заботиться об окружающих людях (прежде
всего о близких и родных), о питомцах, о природе.
Неравнодушными: дети проявляют сочувствие и уважение к другим людям.
Гармонично развивающимися: дети понимают важность интеллектуальной, физической и
эмоциональной гармонии для достижения благополучия как для себя, так и для других. Они
осознают взаимную зависимость с другими людьми и окружающим миром.
Решительными: дети стремятся действовать самостоятельно, проявляют
независимость, стремятся осваивать в процессе игровой и иной детской деятельности новые
роди, идеи и способы деятельности.
Планируемые результаты освоения Программы воспитания вытекают из целей,
задач Программы воспитания, целевых ориентиров, и представлены в соответствующих
модулях.

13

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Виды, формы и содержание деятельности
Виды деятельности – это виды индивидуальной или совместной деятельности
педагогов с детьми используемые ими в процессе воспитания: игровая, познавательная,
трудовая,
спортивно
оздоровительная,
туристско-экскурсионная,
досуговоразвлекательная, художественно-эстетическая, физкультурно-оздоровительная, социальнокоммуникативная деятельность.
Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные
во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности,
которые педагог использует для достижения цели воспитания: ролевая игра или игра по
станциям, беседа или дискуссия, проект, или поход выходного дня, соревнование, сбор,
трудовой десант, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевая игра,
экологическая деятельность, деятельность по ОБЖ, ЗОЖ и т.д., рассказ, беседа, дискуссия,
конкурс, игра, спектакль, экскурсия, КТД и т.п.
Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных
видов и форм деятельности.
Содержание и формы деятельности – явления взаимосвязанные, ведь содержание
всегда в том или ином виде оформляется, а форма всегда что-то содержит.
1.
Усвоение ребенком социально значимых знаний, то есть знаний о тех
объектах и явлениях, которые считаются значимыми в окружающем его обществе, которые
ценятся в нем более всего. Такие знания помогут растущему человеку лучше
ориентироваться в жизни этого общества, понимать, на каких ценностях оно базируется,
что в нем считается нужным и правильным, что в нем осуждается и табуируется, каковы
формы социально одобряемого и социально неодобряемого поведения. Это те знания, без
которых он рискует вести себя в обществе неадекватно ожиданиям
этого общества. Все это можно назвать когнитивной, «знаниевой» стороной
процесса личностного развития ребенка.
2.
Развитие социально значимых отношений ребенка, то есть позитивных
отношений к тем объектам и явлениям, которые признаются в окружающем его обществе
ценностями. Развивая в себе такие отношения, ребенок получает больше возможностей для
гармоничного вхождения в общество, в сложившуюся в нем систему социальных
отношений. Это можно назвать «отношенческой» стороной процесса личностного
развития ребенка.
3.
Приобретение ребенком опыта осуществления социально значимых дел, то
есть тех дел, которые были бы направлены на пользу окружающего его общества, которые
считаются в этом обществе значимыми. Такой опыт приобретается в процессе
всевозможных социальных проб ребенка, вовлекающих его в те формы реального
взаимодействия людей, которые поддерживают нормальное функционирование общества.
Это можно назвать деятельной стороной процесса личностного развития ребенка.
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной
из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Данная программа реализуется:
в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие;
14

в пяти модулях: «Традиции детского сада», «Творческие соревнования»,
«Праздники», «Региональный компонент», «Эколята-Дошколята»
в пяти направлениях воспитания: духовно–нравственное, гражданскопатриотическое, социокультурное, трудовое, экологическое.
Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по
пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых
ценностей в целостном образовательном процессе.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Профессионально-родительская общность
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения
социальной ситуации развития ребенка, работа с родителями (законными представителями)
детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и
сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОУ.
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников
образовательных отношений составляют основу уклада ДОУ, в котором строится
воспитательная работа.
В совместной работе с родителями (законными представителями) мы меняем формат
взаимодействия родителей и воспитателей: родители из требовательных «заказчиков
образовательной услуги» становятся союзниками, партнерами и помощниками
воспитателей, полноправными участниками воспитательного процесса.
Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность,
сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей
в работе ДОО, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе
дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным
нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный
процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень
партнерских отношений.
Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОО и семьи по созданию
условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.
Задачи:
1.
Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных
качеств детей дошкольного возраста.
2.
Оказать психолого-педагогическую поддержку родителям
в воспитании
ребенка.
3.
Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников
посредством совместных мероприятий.
Основные формы и содержание работы с родителями:
1.
Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи,
выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует
установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на
ребенка.
2.
Консультации. Это самая распространенная форма психологопедагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и

15

групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно
применяются консультации-презентации с использованием ИК-технологий.
3.
Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой
педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате
у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания
детей.
4.
«Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма
сотрудничества ДОО с родителями. Взаимодействие происходит мессенджер WhatsApp и
через форму обратной связи на официальном сайте ДОО. Такая форма общения позволяет
родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить
проблемы.
5.
Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. В соответствии с годовым
планом (при условии соблюдения требований СанПин) проводятся совместные с
родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников
образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей,
родителей и педагогов, педагогов и детей.
6.
Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия
родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения,
воспитания, оздоровления и развития детей.
7.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых. Организуется в
разнообразных традиционных и инновационных формах: праздники, развлечения,
прогулки, экскурсии, акции, фестивали, выставки, концерты, семейные проекты, театр,
детско-родительские занятия. Родители могут активно участвовать в образовательной
работе, отдельных занятиях, организовать совместное посещение театра, библиотеки,
пригласить детей к себе на работу, поставить для них спектакль, помочь с уборкой и
благоустройством территории, сопровождать группу детей во время экскурсий и походов,
т. п.
Содержание воспитательной деятельности представлено в календарном
планировании рабочей программы воспитания на 2022-2023 учебный год.
Модуль «Традиции детского сада»
Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольной организации.
Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события,
которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным
торжествам, общим делам, совместному творчеству.
В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего
личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и
способности в процессе коллективной деятельности.
В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации
и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных
качеств детей дошкольного возраста.
Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОО единого
воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в
коллективе других детей и взрослых.
Задачи:
1.
Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с
другом и с окружающими взрослыми.
2.
Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с детьми разных возрастных групп.
16

3.
Способствовать освоению социальных ролей: мальчик-девочка; старшиймладший; член коллектива; житель своего города, гражданин своей страны.
4.
Приобщать к истории и культуре Республики Хакасия в процессе
традиционных коллективных мероприятий.
5.
Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и
самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности.
6.
Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное
отношение к окружающим людям.
Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости
обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа.
Традиционные мероприятия проводятся в разных форматах: праздники,
развлечения, экскурсии, походы, концерты, квесты, проекты, образовательные события,
соревнования, выставки, спектакли, викторины, фестивали, ярмарки, чаепитие и т.д. Формы
проведения выбираются так, чтобы они соответствовали воспитательным и
образовательным принципам, целями задачам, возрастными особенностям детей,
содержанию мероприятия. Обязательными условиями являются непосредственное участие
родителей и поддержка детской инициативы.
К традиционным событиям относятся:
общегосударственные, общероссийские праздники, создающие единое
культурное пространство России: «День Победы», «День защитника Отечества»,
«Международный женский день», «День космонавтики»;
сезонные праздники: «Осенины», «Праздник осени в лесу», «Новый год»,
«Здравствуй, Солнце!», «Масленица», «Весна-Красна»;
тематические мероприятия: «Дни открытых дверей», «Выпускной вечер»;
«День хакасского языка», «День защиты детей»;
социальные и экологические акции: «Сдай макулатуру, спаси дерево»,
«Чудесные превращения», «Безопасная дорога», «Мы – друзья птиц», «Полезный мусор»,
«Чистые дорожки».
К традиционным для ДОУ мероприятиям относятся и малые, будничные,
повседневные традиции, которые сложились в отдельных группах детского сада:
утренний и вечерний круг (часть ежедневного распорядка, когда дети и
взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют и подводят итоги
индивидуальной и совместной деятельности);
«День рождения» (в первой половине дня отводится время для чествования
именинника);
«Сказка перед сном» (способствует созданию доброй атмосферы дома,
теплоты, взаимопонимания и любви);
чтение книг детьми (педагог поддерживает инициативу хорошо читающих
детей);
«В гости к друзьям» (показ концертных и театральных номеров для детей
других группу);
Общегрупповые традиции учат поддерживать установленный порядок,
способствуют созданию благоприятного эмоционального микроклимата в группе, создают
особую атмосферу единения, благоприятные условия для формирования дружеских
отношений, проявления уважения, самостоятельности.
Модуль «Творческие соревнования»
Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком
сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и
17

эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция
воспитательных усилий.
Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию
ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Творческие соревнования стимулируют у
воспитанников развитие: сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции;
умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, это
продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все
участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и
приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи.
Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный
опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к соревнованиям
серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки.
Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта
участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической
культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.
МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик» организует творческие соревнования в
различных формах: конкурсы, выставки, флешмобы. Конкретная форма проведения
творческого соревнования определяется календарным планом воспитательной работы
ДОО.
Традиционными в детском саду стали выставки и конкурсы детских поделок «Во
саду ли в огороде», «Новогодние чудеса», «Космос - это здорово», районные конкурсы
«Любимому району», «Жить- Родине служить» и т.д
МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик»» помогает семье подготовиться к
успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по созданию условий,
мотивации, помогают в подготовке. Педагоги видят домашние условия, возможности
ребенка, понимают современного родителя и его трудности и оказывают посильную
помощь в развитии детей дома.
Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнований
педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по воспитанию
родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду.
Модуль «Праздники»
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов обучающихся:
памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для
закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному
воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
Для снижения утомляемости детей в МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик»
организуются частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике
используются подвижные игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и
подвигаться.

18

Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по
развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не
просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям и
зрителям, что занимает не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом,
воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и
почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет
усерднее.
Педагогический коллектив в соответствии с требованиями СанПиН3.1/2.4.3598-20
по предупреждению распространения COVID-19 во время карантинов не приглашает
родителей на праздники во всех возрастных группах, но родители являются активными
участниками образовательной деятельности в онлайн – праздниках, онлайн - акциях.
МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик» организует праздники в форме
тематических мероприятий: Праздник осени, Новый год, Рождество, День матери и т.д.
Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом
воспитательной работы МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик».
Модуль «Региональный компонент»
Мероприятия в рамках регионального компонента пересекаются с праздниками, но
существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что
направлены на раскрытие социокультурных ценностей русского и хакасского народов,
знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, в том числе хакасскими.
При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и
сценарий. Например, это могут быть «Масленица», «Колядки», «Чыл Пазы», «День
хакасского языка», «День Республики Хакасия» и др.
После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития
событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой. Конкретная форма
проведения фольклорного мероприятия определяется календарным планом воспитательной
работы МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик».
Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать
важность предварительной работы, построенной в каждом случае на взаимодействии и
сотрудничестве взрослых и дошкольников. В основе фольклорных мероприятий лежит
комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников:
•
формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
•
социализация, развитие коммуникативных навыков.
В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных
видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей:
игровой, музыкальной, театрализованной и коммуникативной.
2.7. Модуль «Эколята - Дошколята»
Суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы
посеять и взрастить в душе ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и
семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого
зовут соотечественниками. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего
экологического образования подрастающего поколения.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования
воспитанников ДОО как части патриотического воспитания ребенка, является
всероссийский природоохранный социально-образовательный проект «ЭколятаДошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

19

Цель Проекта: формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы
ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие
внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней,
воспитание у ребенка культуры природолюбия.
Задачи Проекта:

дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с
разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать
неповторимость, величие, силу и красоту природы;

способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства
человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения
природы для выживания на земле самого человека;

расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих
способностей;

помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с
природой и окружающим его миром;

разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных
образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов,
подходов и приемов, способных сформировать у ребенка чувство любви, разностороннеценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в
природоохранной и экологической деятельности.
В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в
ДОО с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников
Природы. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных
и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой
продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного
отношения к Природе. С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне
способствуют формированию у ребенка культуры природолюбия, осознания того, что он
может стать настоящим другом природы.
Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебновоспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята-Дошколята»: чтение; беседа;
наблюдение; обсуждение; прослушивание тематических сказок и рассказов; задание; игра;
просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи; прослушивание
радиопередачи; викторина; конкурс; тематическое оформление помещения; встреча;
утренник; прогулка; работа на природе; проведение опыта; экскурсия; тематическое
мероприятие.
Прогнозируемые результаты:

формирование у детей основ экологической культуры и культуры
природолюбия;

повышение общей культуры ребенка;

формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы
ценностных отношений к окружающей природной среде;

развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию

в природоохранной и экологической деятельности;

расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

20

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания ОО реализуется через формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными
принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно
значимые виды совместной деятельности. Уклад ОО направлен на сохранение
преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень
начального общего образования:
1)
Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в
том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и
средства обучения.
2)
Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива
к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3)
Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4)
Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания описаны в организационном разделе
ООП ДО.
Уклад задает ценности воспитания - как инвариантные, так и свои собственные, - для
всех участников образовательных отношений: руководителя ДОО, воспитателей и
специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных
представителей), субъектов социокультурного окружения ДОО.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и
отношений в ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность,
характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами,
педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое
информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений
в социальных сетях.
Уклад выстроен с учетом специфики и конкретных форм организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.
Основные характеристики уклада ДОО отражены в следующих документах:
№ Характеристика
п/п
1
Ценностно-смысловое
жизнедеятельности ДОО.
2

Документ
наполнение Устав ДОО, локальные акты,
правила поведения для детей и
взрослых, внутренняя символика.
наполнение

Ценностно-смысловое
жизнедеятельности ДОО:
специфика
организации
видов
ООП
ДО
деятельности;
обустройство развивающей предметно- воспитания.
пространственной среды;
организацию режима дня; разработку
традиций и ритуалов ДОО;
праздники и мероприятия.

21

и

Программа

3

Принятие всеми участниками образовательных Требования к кадровому составу
отношений уклада ДОО.
и профессиональной подготовке
сотрудников.
Взаимодействие
ДОО с семьями воспитанников.
Социальное партнерство ДОО с
социальным окружением.
Договоры
и
локальные
нормативные акты.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая
среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры.
Воспитывающая среда — это содержательная и динамическая характеристика
уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда выстроена по трем линиям:
- «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую
воспитанию необходимых качеств;
- «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются
нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально
организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего
достижение поставленных воспитательных целей;
- «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт
деятельности, в особенности – игровой
3.2 Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик»
воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и
проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и
последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик» , являются:

принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к обучающимся, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;

принцип неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка,
соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности
ребенка при нахождении в образовательной организации;

принцип
психологически
комфортной
среды
для
участников
образовательных отношений;

признание самоценности периода дошкольного детства. Построение
отношений между взрослыми и детьми на основе, доверия, сотрудничества, любви,
доброжелательности, уважения личности каждого ребенка;

принцип единства и взаимосвязи основных направлений развития
личностной базовой культуры с учетом целостной природы ребенка, его уникальности,
индивидуального своеобразия;

принцип опоры на положительное в личности ребенка, вера педагогов в
положительные результаты воспитания, подход к каждому ребенку с «оптимистической
гипотезой»;
22


принцип адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с
детьми деятельности;

принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду
с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов.
Основными объектами анализа организуемого в МБДОУ Детский сад № 9
«Колокольчик» воспитательного процесса являются:
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся каждой группы. Осуществляется анализ
воспитателями с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического
совета МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик». Способом получения информации о
результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является
педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих
вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников
удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.
2.
Состояние организуемой в МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик»
совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется
данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заведующим, воспитателями. Способами получения
информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и
взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их
анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета
МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик».
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ Детский сад
№ 9 «Колокольчик» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу.
Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее - ППС) отражает федеральную и
региональную специфику ДОО и включает:
оформление помещений;
оборудование;
игрушки.
Среда включает знаки и символы государства, республики, района, села и
организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности социокультурных условий ДОО.
Среда экологична, природосообразна и безопасна.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с
семьей.
23

Среда
обеспечивает
ребенку
возможность
познавательного
развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний,
необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников,
героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка отражены и
сохранены в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда гармонична и
эстетически привлекательна. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют
возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Организацию и общую координацию воспитательного процесса в МБДОУ Детский
сад №9 «Колокольчик» осуществляет заведующий – Тевс Татьяна Геннадьевна.
Реализуют рабочую программу воспитания специалисты: музыкальный
руководитель - Буракова С.А., воспитатели групп – Акифьева Е.Э., Буракова С.А.,
Лопатина А,Г., Чернова Г.И. консультирует родителей, обращающихся в
консультационный центр – логопед Акифьева Е.Э., младшие воспитатели – Склярова Н.Л.,
Склярова Н.А., Мальцева С.М.

24

Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по
следующим этапам:
- погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение,
просмотр, экскурсии и пр.);
- разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие
продукты;
- организация события, которое формирует ценности.
Данная последовательность является циклом, который при необходимости может
повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте
неограниченное количество раз.
Модуль
Традиции
детского сада

Творческие
Соревнования
ЭколятаДошколята
Праздники
Региональный
компонент
Традиции
детского сада
Творческие
соревнования
Праздники
Региональный
компонент
ЭколятаДошколята

Традиции
детского сада

Название мероприятия
Группы
СЕНТЯБРЬ
Легкоатлетическое
старший
многоборье «Золотая
дошкольный
осень»»
возраст
Спортивное развлечение все группы
«Праздник мяча»
Выставка рисунков «По все группы
страницам лета»
15 сентября – День
старший
работников леса.
дошкольный
Посвящение в «Эколятавозраст
Дошколята.»
Праздник «День знаний»
все группы
Акция «День хакасского
все группы
языка»
ОКТЯБРЬ
День здоровья «Загадки с
все группы
овощной грядки».
Выставка
поделок
все группы
«Осенняя фантазия»
Праздник «Осень в гости
Все группы
к нам пришла»
Игра-викторина «Природа средний
родного края»
старший
дошкольный
возраст
Мероприятия ко Дню
средний
защиты животных
старший
дошкольный
возраст
НОЯБРЬ
«Что мы
Родиной
средний и
зовем?» мероприятия ко
старший
Дню народного единства
дошкольный
возраст
25

Ответственные
воспитатели
воспитатели
воспитатели
Воспитатели, муз.
руководитель
муз. рук-ль,
воспитатель
воспитатели
воспитатели
Воспитатели

и

муз. рук-ль,
воспитатели
воспитатели

и

воспитатели

воспитатели,
муз. руководитель

Творческие
соревнования
Праздники
ЭколятаДошколята
Региональны
йкомпонент
Традиции
детского
сада
Творческие
соревнования
Праздники
ЭколятаДошколя
та
Региональны
йкомпонент

Традиции
детского
сада
Творческие
соревновани
я
Праздники
ЭколятаДошколята
Региональны
йкомпонент

Традиции
детского
сада

Спортивные развлечения все группы
«Дорожка здоровья»
Выставка рисунков «Наши все группы
мамы – самые красивые»
Праздник «Мама лучший
Все группы
друг»
Мероприятия к Синичкину все группы
дню
Игра-квест
«Достопримечательности
нашего села»
ДЕКАБРЬ
Все группы
Мероприятия к
Новогоднему
празднику
Выставка поделок «Новый все группы
год на порог»
все группы
Развлечение «В
музыкальной гостинной».
Праздник «Новый год»
Праздник «Елка эколят»
Подготовитель
ная группа
Акция «Птичья столовая» все группы
Проведение серии
старший
образовательных
дошкольный
мероприятий
возраст
по формированию у детей
эмоционально-ценностных
представлений о своей
малой Родине «Мой край
родной»
ЯНВАРЬ
Мероприятия ко Дню
все группы
рождения
детского сада
Выставка «Стенгазета
младший
и
«Зимние забавы»
старший
дошкольный
возраст
все группы
Праздник «Коляда».
Развлечение «Зимние
забавы»
15 января «День
все группы
зимующих птиц»
Мероприятия «Колядки»
младший
и
старший
дошкольный
возраст
ФЕВРАЛЬ
Общероссийский праздник старший
«День Защитника
дошкольный
Отечества»
возраст
26

воспитатели
воспитатели
муз. руководитель
воспитатели
воспитатели
муз. руководитель
воспитатели
воспитатели
муз. руководитель
воспитатели
муз.рук-ль,
воспитатели
Муз.руководитель,
воспитатели
воспитатели
воспитатели
муз. руководитель

воспитатели,
муз.рук-ль
воспитатели

воспитатели,
муз.рук-ль
воспитатели
муз. рук-ль,
воспитатели

муз. руководитель
воспитатели

Акция «Полезный мусор»
Творческие
соревнования
Праздники

ЭколятаДошколята
Региональный
компонент
Традиции
детского сада

Творческие
соревнования
Праздники
ЭколятаДошколята
Региональный
компонент
Традиции
детского сада
Творческие
соревнования

Праздники

ЭколятаДошколята

все группы

воспитатели

Выставка рисунков «Мой
папа лучший!»

старший
воспитатели
дошкольный
возраст
Праздничные мероприятия
средний
и муз. руководитель
ко Дню защитника
старший
воспитатели
Отечества «Мой папа
дошкольный
самый, самый…»
возраст
Реализация экологических
средний
и воспитатели
проектов «Сдай батарейку старший
– спаси землю», «Огород
дошкольный
на окне» и т.д.
возраст
Развлечение «Дошколята подготовительн
муз. руководитель
– бравые ребята»
ая группа
воспитатели
МАРТ
Праздник
все группы
муз. руководитель
«Международный
воспитатели
женский день»
Сезонный праздник
все группы
муз. руководитель
«Масленица»
воспитатели
все группы
воспитатели
Выставка рисунков и
поделок «Мы с мамой рукодельницы»
Праздник
«Любимой все группы
муз. руководитель
маме»
воспитатели
все группы
воспитатели
Акция «Каждой птице
нужен дом»
Развлечение «Чыл-пазы»

все группы

АПРЕЛЬ
День космонавтики
средний
и
«Гагаринский урок
старший
«Космос – это мы»
дошкольный
возраст
Выставка
рисунков средний
и
«Таинственный космос» старший
дошкольный
возраст
Развлечение «День смеха
– 1 апреля».
Развлечение
«Путешествие
в
Космос»
Мероприятия ко Дню птиц
Акция «День Земли»

27

все группы

все группы
средний
и
старший
дошкольный
возраст

муз. руководитель
воспитатели
воспитатели

воспитатели

муз. Руководитель
воспитатели

воспитатели
воспитатели

Региональный
компонент

Традиции
детского сада

Творческие
соревнования
Праздники

ЭколятаДошколята
Региональный
компонент

«Краснокнижные птицы
Хакасии» видеообзор
МАЙ
Оформление помещений
детского сада ко Дню
Победы, акция «Окна
Победы»
День здоровья «Ловкие,
сильные, смелые»
Выставка
рисунков к
Международному Дню
семьи (15 мая)
Мероприятие «День
памяти»
Праздник «До свидания
детский сад»
Акция «Украсим землю»
(посадка деревьев и
цветов)
Виртуальная экскурсия
«Заповедные места
Хакасии»

28

все группы

муз. руководитель

все группы

воспитатели
муз. руководитель

все группы

воспитатели

все группы

воспитатели

подготовит.
Группы

муз. руководитель
воспитатели

все группы

воспитатели

средний
и
старший
дошкольный
возраст

муз. руководитель
воспитатели


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».