Содержание I Пояснительная записка……………………………………………………………………………….2 1.1. Актуальность и новизна программы………………………………………………………………2 1.2. Цель и задачи……………………………………………………………………...............................2 1.3. Формы и режим занятий……………………………………………………………………………3 1.4 Адресность и срок реализации……………………………………………………………………..3 1.5 Предполагаемый результат…………………………………………………………………………3 1.6 Формы подведения итогов………………………………………………………………………….4 II. Учебный план………………………………………………………………………………………..4 III. Содержание изучаемого курса…………………………………………………………………….4 IV. Список используемой литературы………………………………………………………………..10 Приложение……………………………………………………………..................................................11 Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для группы учащихся с ФНР: нарушение звукопроизношения Календарный учебный график Циклограмма………………………………………………………………………………………..20 1 I. Пояснительная записка Рабочая программа по коррекции звукопроизношения дошкольного образования в подготовительной группе «Затейники» Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детского сада №9 «Колокольчик» разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобороны РФ от 17.10.2013 г. № 1155) ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г № 273) Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи»» Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) Уставом МБДОУ Д/с №9 «Колокольчик» (утв. Постановлением Главы муниципального образования Боградский район от 16 декабря 2011 г. № 863). «Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад №9 «Колокольчик» с. Знаменска. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования и новый Закон «Об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в детском учреждении системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Данная программа по коррекции звукопроизношения является составной частью коррекционной программы, изложенной в основной образовательной программе дошкольного образования. 1.1. Актуальность и новизна программы Актуальность программы в том, что нарушения речи частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможность познавательного развития и социокультурной адаптации детей. Логопедическое же воздействие имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учётом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребёнка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся детей дошкольного и школьного возраста. Самыми распространёнными недостатками речи у детей являются различные виды нарушений звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания детей дошкольного возраста с первичными нарушениями речи (нарушениями звукопроизношения). Программа реализуется в ходе индивидуальных, подгрупповых, групповых логопедических занятий. Программа рассчитана на один год обучения. В основе создания этой программы используется опыт работы логопеда на дошкольном учреждении, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства образования РФ, научно-методическими рекомендациями. 1.2. Цель и задачи программы. Цель данной программы – организация коррекционно – развивающей работы с учащимися, имеющие нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности, устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи в подготовительной группе. 2 Задачи: - выявить индивидуальные речевые нарушения дошкольников; - определить пути преодоления выявленных нарушений; - создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепления; - формировать правильное произношение фонем; - развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы; - формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза; - обогащать и активизировать словарный запас детей; - развивать связную речь; - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития дошкольников. 1.3. Формы и режим занятий по программе: Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта детей дошкольного возраста. На логопедические занятия отбираются дети, имеющие простую и сложную дислалию, фонематические нарушения и стёртую дизартрию. Дислалия – это нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Фонематическое нарушения речи означает неспособность для ребенка определения на слух правильных звуков. Стертая дизартрия – это легкое расстройство фонетического и просодического компонента речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп, сложности автоматизации, маловыразительная речь. - индивидуальная. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут 1 раза в неделю, подгрупповых занятий - 20-25 минут 2 раза в неделю, групповое занятие 1 раз в неделю. 1.4. Адресность и срок реализации программы. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Продолжительность курса занятий - от 3 до 9 месяцев. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. 1.5. Предполагаемый результат: Ребёнок в ходе реализации данной программы должен: • научиться правильно произносить звуки; • пользоваться этими звуками в речи; • различать оппозиционные фонемы; • овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; • овладеть навыками построения связного высказывания. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у дошкольников общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В ходе реализации данной программы у дошкольников формируются следующие качества: 1. Личностные. - нравственно-этическая ориентация; - ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность; - добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. 3 2. Коммуникативные. - планирование сотрудничества с учителем-логопедом; - постановка вопросов (поиск и сбор информации); - умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; - умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - умение критично относиться к собственному мнению; - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); 3. Познавательные. - умение работать со скороговоркой; - умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку. 1.6. Формы подведения итогов. Оценка эффективности коррекционной работы осуществляется с помощью достижения детей, путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи, анализа устной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный); участия дошкольников и их результативность в конкурсах, связанных с устной речью, индивидуальные беседы - консультации с родителями. II. Учебно-тематический план (УТП) Название раздела 1. Диагностический 2. Подготовительный 3. Постановка звука 4. Автоматизация 5. Дифференциация звуков 6. Развитие связной выразительной речи. Количество часов 10 3 Индивидуально, подгрупповое 6 2 2 Ш.Содержание изучаемого курса Первый этап: диагностический Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития дошкольников. Работа логопеда на этом этапе включает в себя: • Исследование неречевых психических функций ребёнка; • Сбор анамнестических данных, с 1по 15 сентября и 15 по 30 мая. • Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом. Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. Второй этап: подготовительный Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям. Работа логопеда на этом этапе включает в себя: • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, • отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно; • развитие слухового внимания и слухового контроля; • развитие звукового восприятия; • консультации врачей-узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж. К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного 4 аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного. Третий этап: постановка звука Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано). Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения: • объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата; • создание артикуляционной базы данного звука; • добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких); • отработка произношения изолированного звука. Способы постановки звука: - по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. - с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. - смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука. К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание). Четвертый этап: автоматизация звука Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи). Работа логопеда на этом этапе включает в себя: • коррекция дефектов произношения; • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе; • развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики; • активизация и расширение словарного запаса; • обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью). Пятый этап: дифференциация звуков Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи. Работа логопеда на этом этапе включает в себя: • коррекция дефектов произношения; • активизация и расширение словарного запаса; • развитие мелкой моторики, органов артикуляции; • развитие слухового внимания и слухового контроля; • развитие звукового восприятия. Шестой этап: развитие связной выразительной речи. Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию. Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок. На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться. Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа. Структура занятий 5 Каждое занятие включает в себя несколько этапов: 1. Артикуляционная (речевая) гимнастика. Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука. Подготовительные упражнения для постановки звука: • статические: «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка», «Щёточка». • динамические: - для свистящих звуков: «Улыбка - Трубочка», «Заборчик», «Лопатка», «Фокус», «Футбол», «Киска сердится», «Щёточка». - для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка», «Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик», - для Р, Р': «Барабанщик», «Чашечка», «Гармошка», «Грибок», «Индюк», «Лошадка», «Маляр», «Почистим зубки». - для Л: «Лопатка», «Вкусное варенье», «Улыбка», «Почистим зубки», «Лошадка». 1. Дыхательная гимнастика. Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания. Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол». 2. Пальчиковая гимнастика. Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа. Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др. Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей. Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» -поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др. 3. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия. Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию. Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале. 4. Постановка звука. Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука Постановка звуков в такой последовательности: 1. свистящие С, З, Ц, С',З' 2. шипящие Ш, Ж, Ч, Щ 3. соноры Л, Л' 4.соноры Р, Р' 5. Автоматизация поставленного звука. Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей. Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных 6. Дифференциация звуков. Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию. С-З, С-С, С-Ц,С-Ш; Ж-З, Ж-Ш; Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ; Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш; Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л; Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: по твердости - мягкости; по звонкости - глухости; по месту образования; по способу образования. 6 7. Развитие связной выразительной речи. Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию. Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок. В процессе занятий используются различные формы работы и методические приёмы: - беседа; - ролевая игра; - импровизация; - дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения; - чтение скороговорок; Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Эффективность логопедических занятий значительно повышается, если на логопедических занятиях используется дидактический материал, игровой материал с учетом возрастных особенностей, средства ИКТ. Общее количество часов в подготовительной группе 1.час пять дней в неделю, 20 часов в месяц. Занятие с логопедом проводится в первую половину дня. Календарно-тематическое планирование рассчитано на два раза в неделю с одной подгруппой, всего за год 72 занятия. Занятия с логопедом ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частичнопоисковый, наглядные методы (используется наглядность). Учебно-игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста ( подготовительная группа 6-7 лет). Список группы по коррекционной деятельности подготовительной группы «Затейники» Фамилия, имя ребёнка № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 № п/п 1 2 1 2 Борутто Варвара Васильева Мила Горланова Полина Комарова Полина Макарова Арина Мальцев Степан Мосман Артём Мосман Стас 9 10 11 12 13 14 15 16 Пейтер Павел Серёдкин Ярослав Сиско Дарья Скляров Никита Смоляков Кирилл Чанчикова Ксения Чернов Марк Шерстюк Маргарита Распределение детей по подгруппам и индивидуальным занятиям для организации коррекционной деятельности подготовительной группы «Затейники» Понедельник, среда Вторник, четверг Пятница № № 1 подгруппа 2 подгруппа Индивидуальная, вся п/п п/п группа Фамилия, имя звук Фамилия, имя звук Фамилия, имя ребёнка ребёнка ребёнка Варвара Б Л,Р 1 Никита С Л,Р 1 Степан М Кирилл С Л,Р Полина Г Л,Р Ксюша Ч Р 2 Павел П Л,Р 2 вся группа Арина М Р Стас М Л,Р Выпуск детей проводится в течение всего учебного года от 3 до 9 месяцев, по мере устранения у них дефектов речи. Мила В Р, С 4 Артём М Л, Р Марк Ч Л,Р,Ш, 5 Маргарита Ш 7 3 Ярослав С Ж Л,Р 6 Дарья С 8 9 Список используемой литературы: 1. Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова.М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,2017.-32 с. 2. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова.М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,2017.-32 с. 3. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова.-М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,2017.-32 с. 4. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова.-М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,2017.-32 с. 5. Автоматизация звука Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова.-М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,2017.-32 с. 6. Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова.М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,2017.-32 с. 7. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова.-М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,2017.-32 с. 8. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова.М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,2017.-32 с. 9. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова.М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,2017.-32 с. 10. Тетрадь для закрепления произношения звуков С, Сь, 3, 3ь, Ц: Пособие для детей с нарушениями речи/Н. В. Гальская; Худож. Е. С. Шапошникова. — Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик). 11. Тетрадь для закрепления произношения звуков Л, Ль: Пособие для детей с нарушениями речи/Н. В. Гальская; Худож. Е. С. Шапошникова. — Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик). 12. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р, Рь: Пособие для детей с нарушениями речи/Н. В. Гальская; Худож. Е. С. Шапошникова. — Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик). 13. Тетрадь для закрепления произношения звуков Ш, Ж: Пособие для детей с нарушениями речи/Н. В. Гальская; Худож. Е. С. Шапошникова. — Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик). 14. Букварь: Учебное пособие / Н.С. Жукова; ил. В. Трубицина и Ю. Трубициной.- Москва: Эксмо,2017.-96 с. 15. В школу без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет/ Т.А Ткаченко.- Москва: Эксмо,2017.-128 с. 16. За основу составления данной рабочей программы взято методическое пособие В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М.: Гном-Пресс, 2001г. 17. Логопедия. Основы Теории и практики / Н.С.Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б Филичева.Москва: Эксмо,2017.-288 с. 18. Логопе6дические упражнения / Т.А Ткаченко; ил. Татьяна Ляхович.- Москва: Эксмо,2016.-88с. 10 Приложение Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для группы учащихся с ФНР: нарушение звукопроизношения. Не Зан Темы де я коррекционно ли тия развивающей работы Сентябрь I 1 Диагностика группы Формирова ние артикуляционно й базы звуков 2 II 3 4 Содержание коррекционно развивающей работы Программное содержание коррекционно-развивающей работы Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Пальчиковая Регулятивные: Учить детей следить за правильным гимнастика. Артикуляционная положением органов артикуляции. Закрепить положение органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. гимнастика: «Сказка о веселом Развитие мимики. Формировать навыки правильного дыхания. Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. язычке». Развивать внимательность, воображение. Дыхательная Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить гимнастика. самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. Пальчиковая Диагностика гимнастика. группы Формирование Артикуляционная артикуляционно гимнастика: «Сказка о й базы звуков ветерке». Мимическая гимнастика. Корректировка знаний Формирование Пальчиковая артикуляционно гимнастика. Артикуляционная й базы звуков гимнастика. Мимическая гимнастика. Пантомимическая игра: «Приветствие » Постановка звука (по подражанию) Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражател ьные игры и упражнения Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Закрепить положение органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память. Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. Развивать невербальные средства Корректировка знаний III этап (постановка звука) 11 III 5 Постановка Пальчиковая звука (по гимнастика. подражанию) Артикуляционн ая гимнастика. Звукоподражате льные игры и упражнения Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать уверенность в своих силах. Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Закрепить положение органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память. Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить самоконтролю 6 Постановка звука (по подражанию) Пальчиковая гимнастика. Артикуляционн ая гимнастика. Звукоподражате льные игры и упражнения Корректировка знаний IV 7 Постановка Пальчиковая Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать звука гимнастика. правильное поведение на занятиях. Воспитывать уверенность в (механическим Артикуляционн своих силах. или смешанным ая Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением способом) гимнастика. органов артикуляции. Закрепить положение органов 8 Постановка Пальчиковая артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. звука гимнастика. (механическим Артикуляционн Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать или смешанным ая способом) гимнастика. Корректировка знаний Октябрь V IV этап (автоматизация звука) I 9 Закрепление Пальчиковая Лично стные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать гимнастика. правильное поведение на занятиях. Воспитывать уверенность в звука (изолировано) Артикуляционная своих силах. гимнастика. Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением Звукоподражател органов артикуляции. Закрепить положение органов артикуляции. ьные игры и Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать упражнения мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Закрепление звука Учить детей контролировать собственную речь. Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, 10 Закрепление Пальчиковая воображение. Развивать внимание, память. Расширять словарный звука в слогах гимнастика. запас детей. Звукоподражател ьные игры и упражнения Закрепление звука в слога Корректировка знаний 12 III 11 Закрепление Пальчиковая звука в слогах гимнастика. Звукоподражател ьные игры и упражнения Закрепление звука в слогах Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость. Воспитывать усердие. Воспитывать уверенность в своих силах. Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь. Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. 12 Закрепление Пальчиковая звука в словах гимнастика. Звукоподражател ьные игры. Закрепление звука в словах Корректировка знаний II I 1 3 1 4 Закреплен ие звука в словах Пальчикова я гимнастика . Звукоподра жатель ные игры. Закреплени е звука в словах Закреплен ие звука в словосоче таниях Пальчикова я гимнастика . Звукоподра жатель ные игры. Закреплени е звука в словосочет аниях. 14 Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать усердие. уверенность в своих силах. Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь. Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. отзывчивость. Корректировка знаний IV 15 Закрепление Пальчиковая звука в гимнастика. словосочетан Звукоподражател иях ьные игры. Закрепление звука в словосочетаниях. Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость. Воспитывать усердие. Воспитывать уверенность в своих силах. Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь. Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, 16 Закрепление Игры на звука в развитие предложения слухового х внимания. Закрепление звука в предложениях слух. Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. Корректировка знаний Ноябрь I 17 Закрепление звука в чистоговорка х Игры на развитие Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное слухового поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, внимания. доброжелательность. Воспитывать уверенность в своих силах. Закрепление Регулятивные: Отработка навыков правильного звука в звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать чистоговорках слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь. Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Формирование умения строить предложения. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. Развитие связной речи. 18 Составление предложений с использовани ем изучаемого звука Корректировка знаний 14 II 19 Закрепление Игры на развитие звука во слухового фразовой внимания, памяти. речи Закрепление звука в чистоговорках Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать усердие. Воспитывать уверенность в своих силах. Регулятивные: Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь. Воспитание умения внимательно слушать Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. Развитие связной речи. 20 Закрепление Игры на развитие звука во слухового внимания, памяти. фразовой Закрепление звука речи в чистоговорках Корректировка знаний III 21 Закрепление Игры на развитие звука во слухового фразовой внимания, памяти. речи Закрепление звука в чистоговорках Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать усердие. Воспитывать уверенность в своих силах. Регулятивные: Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь. Воспитание умения внимательно слушать Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Закрепление Пальчиковая Активизировать речь детей. Развитие связной речи. звука в гимнастика с стихах и изучаемым звуком. загадках Разучивание стихов с изучаемым звуком. Корректировка знаний IV Закрепление Пальчиковая Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное звука в гимнастика с поведение на занятиях. Воспитывать отзывчивость, стихах и изучаемым звуком. доброжелательность. Воспитывать усердие. Воспитывать загадках Разучивание уверенность в своих силах. Регулятивные: Отработка навыков стихов с правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. изучаемым звуком. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей 15 24 Закрепление Пальчиковая звука в стихах гимнастика с и загадках изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком. контролировать собственную речь. Воспитание умения внимательно слушать Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить самоконтролю Корректировка знаний Декабрь I ДИАГНОСТИКА - Занятия 25,26 II V этап (дифференциации) III 27 Игры на развитие речеслуховог о анализатора Пальчиковая гимнастика Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный 28 Игры на Пальчиковая гимнастика развитие речеслуховог Игровые упражнения: о анализатора «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук» Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать уверенность в своих силах. Регулятивные: Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь. Воспитание умения внимательно слушать. Учить различать звуки сходные по звучанию. Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. Развитие связной речи. Корректировка знаний IV 29 Звуки [...., ....'] Пальчиковая (изучаемые) в гимнастика нашей жизни. Игровые упражнения: «Послушай и скажи правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь меня» Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать уверенность в своих силах. Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь. Воспитание умения внимательно слушать. Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. 16 30. Дифференциация звуков [...., ....'] (изучаемые) в словах. Мимическая гимнастика. Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово» Корректировка знаний V 31 Дифференциация Мимическая гимнастика. звуков [...., ....'] Игровые (изучаемые) в упражнения: словах. «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово» 32 Дифференциация звуков [...., ....'] (изучаемые) в словах. Познавательные: Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. Развитие связной речи. Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать уверенность в своих силах. Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь. Воспитание умения внимательно слушать. Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Познавательные: Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. Развитие связной речи. Мимическая гимнастика. Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово» Корректировка знаний Январь I 33 Дифференциация звуков [...., ....'] (изучаемые) в предложениях. Пальчиковая гимнастика. Проговаривание предложений Составление предложений Игровое упражнение : «Потерянная буква» Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать уверенность в своих силах. Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь. 17 34 Дифференциация звуков [...., ....'] (изучаемые) в предложениях. Пальчиковая гимнастика. Проговаривание предложений. Составление предложений. Игровое упражнение : «Потерянная буква» Воспитание умения внимательно слушать. Учить различать звуки сходные по звучанию. Познавательные: Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. Развитие связной речи. Корректировка знаний II 35. Дифференциация Проговаривание Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать звуков [...., ....'] текстов. правильное поведение на занятиях. Воспитывать (изучаемые) в Составление уверенность в своих силах. фразовой речи рассказов по Регулятивные: Учить детей следить за правильным картинке и на положением органов артикуляции. Отработка навыков заданные темы. правильного звукопроизношения. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь. Воспитание умения внимательно слушать. Учить различать звуки сходные по звучанию. Познавательные: Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Формировать интерес к литературе. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. Развитие связной речи. 36. Дифференциация звуков [...., ....'] (изучаемые) в фразовой речи Проговаривание текстов. Составление рассказов по картинке и на заданные темы. Корректировка знаний 18 37. III Дифференциация звуков [...., ....'] (изучаемые) в стихах и загадках Заучивание стихов, песен, загадок. Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать уверенность в своих силах. Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь. Воспитание умения внимательно слушать. Учить различать звуки сходные по звучанию. Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. 38. Дифференциация Заучивание звуков [...., ....'] стихов, песен, (изучаемые) в загадок. стихах и загадках Расширять словарный запас детей. Формировать интерес к литературе. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. Развитие связной речи. Корректировка знаний IV 39. Повторение изученного. Подведение итогов. Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора 40. Повторение изученного. Подведение итогов. Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора Личностные: Вызвать интерес к занятиям. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Воспитывать уверенность в своих силах. Регулятивные: Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей контролировать собственную речь. Воспитание умения внимательно слушать. Учить различать звуки сходные по звучанию. Познавательные: Общее развитие речевого аппарата. Развивать внимательность, воображение. Развивать внимание, память, слух. Расширять словарный запас детей. Формировать интерес к литературе. Коммуникативные: Учить самоконтролю и взаимодействию. Активизировать речь детей. Развитие связной речи. Корректировка знаний. Февраль- Занятия 41-48 Автоматизация звуков в речи Март- Занятия 49-56 Автоматизация звуков в речи Апрель- Занятия 56-63 Автоматизация звуков в речи МАЙ- Занятия 63-72 Автоматизация звуков в речи *** Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться поусмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов учащихся. 19 Время 1. подгруппа Проветривание помещение 11.00-11.25 11.25-11.35 2.подгруппа Проветривание помещение 11.35-12.00 12.00-12.10 1. подгруппа 11.00-11.25 Вторник День недели Проветривание помещение 11.25-11.35 2.подгруппа 11.35-12.00 Проветривание помещение 12.00-12.10 1. подгруппа Проветривание помещение 2.подгруппа 11.00-11.25 11.25-11.35 11.35-12.00 Проветривание помещение 1. подгруппа Проветривание помещение 2.подгруппа Проветривание помещение 1. индивидуальное Проветривание помещение 12.00-12.10 11.00-11.25 11.25-11.35 11.35-12.00 12.00-12.10 11.00-11.20 11.20-11.30 2.группа 11.30-11.50 Проветривание помещение 11.50-12.00 Пятница Четверг Понедельни к Организационная работа Среда Циклограмма педагога логопеда